Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 22

Тема урока. Жанровые разновидности. Симфоджаз. Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз - слушание. Жанры и формы музыки. Работа над песней О. Билаша "Два цвета"

 

Цель урока: дать детям понятие о жанровые разновидности и использование их в творчестве композиторов; развивать музыкально-ритмический слух, певческие навыки; воспитывать любовь к украинской массовой песни, к матери, родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, фортепиано, портрет Дж. Гершвина.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы.

 

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа.

Дети, вы уже знаете, что все музыкальные произведения имеют свою структурную построение и принадлежат к определенной группе, которая классифицируется по жанру.

- Что такое жанр?

Жанр - это исторически сложившийся разновидность музыкальных произведений, которые различаются по характеру, тематике и средствами выразительности.

- Какие жанры вы знаете?

(Музыку можно разделить на следующие жанры: песенный, инструментальный, оперный, симфонический и другие).

- Кроме жанровых разновидностей, каждое произведение имеет свою структурную построение то есть план, по которому создается музыкальное произведение. Какие музыкальные формы вы изучали? (Одночастная, двухчастная, трьохчастинна, куплетна, сонатная, вариационная, циклическая).

- Послушайте „Рондо” Моцарта и определите его структурное построение.

- Что означает слово „рондо”?

(Так, „круг”).

Рондо - это также музыкальная форма, в которой определенный раздел повторяется несколько раз, чередуясь с эпизодами различного содержания.

 

 

Запишите мелодию украинской народной песни „Галя по садочку ходила” или „Я Лисичка” и определите:

 

 

- Сколько частей имеет эта песня?

(Это одночастная форма в вокальной музиці. ее еще называют куплетною. Сущность такого построения заключается в том, что одна и та же мелодия повторяется много раз, но с новым литературным текстом).

- Запишите музыку к песням (на выбор) „Ой есть в лесу калина”, „Ходит соня” и спойте.

 

III. Распевки.

Повторение песни „Да здравствует красная калина”.

 

IV. Работа над песней О. Билаша „Два цвета”.

Обрабатываю с детьми песню в целом, обращаю внимание на художественное исполнение песни в темпе, с динамическими оттенками. Желающих опитую на оценку.

 

V. Слушание музыки.

1. Беседа.

- Вы уже знаете, что на основе жанров афро-американского фольклора образовалось новое искусство - искусство джаза. Нигде в другом месте не могло возникнуть подобного сплава разнонациональных элементов и так быстро развиться, как это произошло в Америке.

Джаз - это искусство коллективной импровизации, закрепленной единственной музыкальной фразой, которая несколько раз повторяется и варьируется.

Джаз требует творческих исполнителей, именно для него нужна профессиональность и мастерство, большой труд. Например, Дюк Еллингтон, руководитель джаза, работал со своим коллективом по несколько часов в день. Афро-американский фольклор повлиял на творчество американского композитора Джорджа Гершвина (1899 -1937), автора знаменитой „Рапсодии в стиле блюз” для фортепиано и симфонического оркестра. Это был смелый шаг соединить мелодию с ритмом негритянских блюзов - грустных и любовных песен с классической формой фортепианных концертов.

2. Послушайте отрывок этого произведения и выскажите свои впечатления об услышанном:

- Удалось ли композитору воссоединить две культуры?

- Как повлиял на вас симфоджаз?

- Вы интересуетесь джазом вообще?

 

VI. Итог урока.