Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО 4 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Урок 29. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНАМ МИРА ВМЕСТЕ С МУЗЫКОЙ

Вступление.

Чехия - сердце европейского континента

Чехия - государство в центре Европы. Ее часто называют сердцем европейского континента. А путешественникам на шоссе между Пльзенем и Хебом с гордостью показывают гранитный обелиск с надписью «Центр Европы». Чехия - страна, бедная на полезные ископаемые, но богата мастерами, которые всегда старались работать так, чтобы никто не мог с ними сравниться или их заменить.

Издавна славится эта страна своим пивом, уникальным чешским хрусталем и неповторимыми украшениями.
Богата Чехия и культурой. Народные песни являются неотъемлемой частью жизни чехов. Поют и дети, и взрослые.

Демонстрация чешской народной песни-танца „Полька”
Сегодня мы познакомимся с самой известной чешской народной песней-танцем «Полька».
Антон: Прослушайте ее и обратите внимание на ритмические особенности, которые придают музыке национального колорита.

Анализ прослушанного произведения
Следует отметить, что в прослушанному произведении мелодия активная, острая и танцевальная.
Вы, наверное, обратили внимание на то, что изменение ритма меняет характер музыки. А помогает это сделать использование синкопы.
Синкопа - смещение музыкального ударения с сильной доли такта на слабую.
Оригинальное исполнение чешской народной песни-танца «Полька» связано именно с синкопуванням, которое придает музыке танцевального характера.

Разучивание чешской народной песни-танца „Полька”
Караоке. Песня-танец „Полька”

Рассказ о музыкальной культуре Венгрии
Следующей остановкой будет Венгрия, которая находится рядом с Чехией.
Венгрию со всех сторон окружают горы. Если посмотреть на эту страну с высоты, ее территория кажется похожей на большое, неправильной формы блюдце с пагорбкуватим дном.
Интересная и музыкальная культура Венгрии. Ее виднейшими представителями являются Ференц Лист, Бела Барток, Золтан Кодай и др.

Музыкальная деятельность этих композиторов была связана с исторической судьбой венгерского народа, его борьбой за развитие национальной культуры. В их произведениях заметны традиции венгерского фольклора в сочетании с современными средствами музыкальной выразительности, собственными композиторскими стилями.

Слушания. С. Кодай. Опера «Хари Янош» (чардаш)

Сегодня мы полистаем страницы творчества венгерского композитора Золтана Кодая. Корни его творчества уходят в венгерскую народную музыку. Композитор безгранично верит в творческую силу своего народа и его будущее. Его произведения - это исповедь души.

Одним из самых известных произведений композитора является героико-комическая опера «Хари Янош».

Хари Янош - герой венгерского фольклора и литературы, бравый солдат, шутник. Поэтому и мелодика оперы построена на венгерском фольклоре. Рассказывая о своих «подвигах-похождения», герой высмеивает господ, утверждает превосходство народной смекалки над панской тупостью.

Показывая народные сцены, Золтан Кодай вводит в оперу и народные танцы. Торжественно, с задором звучит в опере чардаш - венгерский народный танец городского происхождения (в переводе «трактир», «шинок»).

Прослушайте его.

Слушания. И. Брамс. Венгерский танец № 2
В венгерской народной музыки неоднократно обращались и композиторы других стран.

Выдающийся немецкий композитор, пианист Иоганнес Брамс после сотрудничества с венгерским скрипачом Эдуардом Ременьї создал свои знаменитые «Венгерские танцы». Изначально они были написаны для фортепиано в 4 руки. Позже появились переводы «Венгерских танцев» для оркестра, различных ансамблей, инструментов соло.

В цикл входит 10 номеров. Мы послушаем венгерский танец № 2. Попробуйте определить, какие элементы музыкального языка помогли Брамсу придать произведению национального колорита.
В прослушанному произведении очень ярко чувствуется колорит музыки венгерского народа.
Ему характерны острота ритмов, а также резкая смена динамики, штрихов, темпов и фактуры произведения.

Итоги урока
Сегодня мы познакомились с музыкой чешского и венгерского народов.