Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Историческая память - важнейший компонент духовной сферы этнического сообщества, что позволяет поддерживать непрерывность этнической эволюции, преемственность исторического опыта, передавать накопленное богатство этнических (национальных) ценностей следующим поколениям. В И. п. выделяют обще-этнический (национальный), локальный (отдельные этнические (национальные) группы) и личностный уровни, согласно которым соответствует коллективная, групповая и индивидуальная формы И. п.

Для И. п. как научной категории присущи следующие признаки: постоянное развитие, избирательность, преемственность, персонифицированный характер, возможность приобретения парадоксальных проявлений.

В механизме формирования И. п. ведущее место принадлежит: 1)социальном опыта соответствующего сообщества; 2) этническим стереотипам аксиологического (ценностного) окраску, с помощью которых создается обобщенный, эмоционально-насыщенный образ этнической группы или ее представителей, сложившийся в исторической практике межэтнических отношений. Етностереотип играет важную социальную роль как фактор консолидации и фиксации этнической группы. Среди етностереотипів различают автостереотипи (мнения, суждения, оценки в отношении собственной этнической группы) и гетеростереотипи (совокупность оценочных суждений о других этносов); 3) исторической традиции, которая олицетворяет совокупность стандартов поведения, которые передаются через механизмы наследственности (иерархию стереотипов, культурных канонов, политических и хозяйственных форм, мировоззренческой системы, характерные для определенного этноса); 4) эмоциональному компоненту (в И. п. имплементируются исторические события, факты, явления и т.п., что вызвали наибольшее эмоциональное напряжение - большие достижения и потери, победы и поражения); 5) исторической науке, которая осуществляет на И. п. раціоналізуючий влияние.

Ученые выделяют такие типы И. п.: а) непосредственное, которая характеризуется как короткая историческая память, присущая участникам и свидетелям исторических событий. ее характерными признаками являются неустойчивость, неусталеність, ограниченность временем человеческой жизни, с постоянно прогрессирующей амнезией; б) научную, которое имплементировано к научной мысли и отмечено как содержательной стороной, объему, так и обратным мощным воздействием на массовое сознание; в) мифологическое, как исторический аспект, который содержится в легендах и мифах; г) постоянно воспроизводимая историческую память широких слоев населения, различных сообществ и отдельных лиц, которая формируется под влиянием научной мысли, образования, средств массовой информации, мифологии, собственного и общественного опыта, семейного воспитания, общественного мнения и т.п.

Как своеобразный духовный потенциал этнического сообщества И. п. является не только интеллектуальным и эмоциональным отражением событий прошлого, но и одновременно как обращена к опыту настоящего и будущего этноса, страны, государства.

И. п. как фундаментальное свойство человека и человеческого общества воспроизводить прошлое особенно актуализируется и активизируется в переломные, кризисные эпохи, когда бытие этноса претерпевает серьезных, суровых испытаний. Повышенное внимание украинцев к прошлому, к своим корням можно рассматривать как запоздалую реакцию на длительное игнорирование их национального своеобразия в условиях тоталитаризма и потребности нынешнего времени, когда в украинском социуме происходит трансформация духовных ценностей, социальных институтов и нравственных регуляторов поведения, формируется новая социально-экономическая и политическая системы общества.

Историческая память: преемственность и трансформации ("круглый стол") // Социс. - 2002. - № 8; Масненко В. В. Историческая память как основа формирования национального сознания // Укр. ист. журн. - 2002. - № 5; Полянский В. С. Историческая память в этническом самосознании народов // Социс. - 1999. - № 3.

О. Антонюк